Что делать, если страховая компания отказала в выплате по страховому случаю?

Характерной особенностью российского рынка страховых услуг выступает сравнительно высокая вероятность получения отказа в выплате страховки. Нежелание страховщика платить можно объяснить, но даже самые логичные доводы вряд ли устроят страхователя.

Эффективная защита интересов последнего предусматривает правильное обжалование отказа в выплате страхового возмещения. При этом крайне важно четко следовать процедуре, предусмотренной действующим законодательством.

Определение обоснованности решения не выплачивать деньги по страховому случаю

Если страховая отказывается выплачивать деньги, то прежде всего следует выяснить причину. На практике встречаются самые разные ситуации, но наиболее часто используются два основания для принятия подобного решения.

  • Страховщик выносит отказ в признании случая страховым. Мотивировка предельно проста — произошедшее событие не указано в полисе, а потому не ведет к выплате компенсации.
  • Второе основание — отказ из-за нарушения сроков извещения о страховом случае или других временных нормативов. Последние определяются положениями договора, а также действующими законодательными и нормативными актами.

В обоих случаях необходимо провести правовую экспертизу основания для отказа и выяснить, насколько законным является решение не выплачивать деньги по страховому случаю. Оценить все обстоятельства дела самостоятельно страхователю бывает очень сложно. Поэтому мы рекомендуем не вступать в диалог со страховой компанией без поддержки квалифицированного юриста.

Если действия страховщика нарушают права страхователя, целесообразно приступать к следующей стадии.

Претензия в адрес страховой компании, которая отказывается выплачивать компенсацию

Попытка досудебного урегулирования выступает обязательным условием для последующего обращения к финансовому омбудсмену, а затем и в суд. Поэтому следует направить страховщику письменную претензию с подробным указанием обстоятельства дела и требованием выплатить компенсацию по договору страхования. Иногда такие активные действия страхователя имеют положительный эффект. Но не всегда.

Получив пояснения страховой компании, почему она отказывается выплачивать деньги, можно будет грамотно обосновать позицию страхователя при дальнейшем рассмотрении спора. Это еще одна причина, чтобы дождаться официального ответа на претензию.

Обращение к финансовому омбудсмену

С ноября 2019 году финансовый уполномоченный рассматривает все споры в отношении имущественных требований граждан к страховым компаниям на сумму в пределах полумиллиона рублей. Данное правило распространяется и на отказы в выплате по страховому случаю. Решение принимается оперативно — в течение двух недель.

Подача искового заявления

Действующие сегодня правила урегулирования споров со страховщиками допускают подачу иска в суд только после предварительного направления претензии и обращения к финансовому управляющему. Не получив удовлетворения своих ожиданий, страхователь может подготовить исковое заявление об оспаривании отказа в выплате страховки. В качестве дополнительных требований в сумму иска обычно включаются неустойки, штрафы, судебные издержки и моральный вред. При грамотной работе юриста вероятность выигрыша весьма велика.

Обращение к профессиональному юристу

В случае отказа в страховой выплате не стоит испытывать судьбу и надеяться на авось. На стороне страховщиков работает целый штат юристов. Вам также не следует отказываться от поддержки специалиста.

Необходимость участия в деле профессионала объясняется несколькими причинами:

  • сложность и запутанность российской правовой базы, регламентирующей рынок страхования;
  • постоянное внесение изменений в действующие правила (например, совсем недавно введено обязательное требование о привлечении финансового уполномоченного к рассмотрению конфликтов в сфере страхования);
  • четкая зависимость между вероятностью выигрыша дела и уровнем правовой поддержки страхователя.

Последнее обстоятельство особенно актуально и подтверждается сформировавшейся судебной практикой при рассмотрении дел по случаям отказа в выплате страхового возмещения. Типичный пример — решение АС Челябинской области по делу №А76-12152/2019, в котором суд удовлетворил требования истца о взыскании со страховой компании «АСКО-Страхование» не только суммы страхового возмещения, но и неустойки и сопутствующих расходов.

Отдельного упоминания заслуживает еще один серьезный плюс консультации специалиста. Он заключается в объективной оценке перспектив дела. Иногда намного правильнее не расходовать деньги и средства страхователя на обжалование решения страховой компании, которая отказывается выплачивать страховку.

Жителям Москвы, Балашихе и Железнодорожном доступны услуги специалистов юридической компании «Жолудев и Партнеры». О пользе сотрудничества с профессионалами «говорят» 15 лет продуктивной и очень успешной практики.

© Жолудев и партнёры - 2020