Защита деловой репутации компании

Под репутацией понимается мнение, которое сложилось о человеке или организации в определенной среде. Добавление слова «деловая» означает направленность термина по отношению к различным аспектам бизнеса. В сегодняшних условиях честь и репутация ИП или ООО — это важный актив, который нередко становится ключевым в ходе конкурентной борьбы.

Заработать его очень сложно, а потерять — крайне просто. Поэтому эффективная защита достоинства и деловой репутации от недобросовестных конкурентов становится важным и обязательным условием успешного бизнеса.

Правовое регулирование вопросов защиты чести и деловой репутации

Порядок защиты деловой репутации физических и юридических лиц регламентируются ГК РФ (ч. 1, ст. 152). Нарушение прав человека или организации ведет к административной ответственности, которая установлена действующим КоАП РФ (статьи 5.61 и 14.3). Распространение недостоверной и порочащей информации по отношению к организации может привести к уголовной ответственности (ст. 128.1 УК РФ).

Характерной особенностью защиты деловой репутации юрлиц становится невозможность истребования компенсации за причинение морального ущерба. Такое право предоставлено исключительно физическим лицам. Именно поэтому подобные требования допустимы в рамках защиты деловой репутации ИП, который не классифицируется как юрлицо.

Основания для юридической защиты деловой репутации

Необходимость защиты деловой репутации возникает при одновременном выполнении трех обязательных условий.

  • Установлен факт распространения недостоверных данных.
  • Указанные сведения наносит вред репутации организации или человека.
  • Распространяемая информация имеет ложное и не соответствующее действительности содержание.

Самостоятельно доказать наличие всех трех признаков — сложная задача. Для ее успешного решения целесообразно обратиться к профессионалам, имеющим как опыт успешного участия в делах о защите деловой репутации, так и соответствующие знания.

Способы распространения недостоверной информации

Принятие решения о защите чести и деловой репутации юридического лица должно учитывать информационный канал, использованный для распространения недостоверных данных. К их числу относятся:

  • телевидение;
  • радио;
  • различные печатные СМИ (газеты, журналы, листовки);
  • интернет-ресурсы;
  • публичное выступление;
  • устная беседа;
  • переписка.

Распространение ложной информации об организации любым из перечисленных способов становится основанием для защиты деловой репутации ООО. Эффективность последней напрямую зависит от уровня профессионализма юристов, участвующих в деле.

Способы защиты деловой репутации

Действующее законодательство предусматривает несколько основных способов, которые используются для защиты деловой репутации компании или ИП. К ним относятся:

  1. ответ на ложные сведения, распространенные по одному из перечисленных выше информационных каналов;
  2. опровержения в том же СМИ, опубликовавшем ложную информацию;
  3. обращение в арбитражный суд для защиты деловой репутации посредством:
  • опровержения недостоверных сведений;
  • возмещения нанесенного вреда и причиненных убытков;
  • отзыва/замены тиража СМИ или документа, содержащего ложную информацию;
  • признания ответчиков распространяемых сведений недостоверными и не соответствующими действительности.

Выбор способа защиты деловой репутации предпринимателя или организации влияет на все ключевые составляющие мероприятия. Это в равной степени касается перечня предпринимаемых действий, сроков проведения и величины сопутствующих расходов. Наиболее продолжительной и затратной обычно оказывается защита чести и деловой репутации юридического лица через суд. Заметно быстрее заключается мировое соглашение между сторонами, но добиться его в большинстве случаев намного сложнее.

Ответственность за нанесение ущерба деловой репутации

Грамотные действия юриста по защите чести и деловой репутации организации или физлица ведут к административной или уголовной ответственности виновной стороны. Например, распространение порочащих сведений о фирме в формате рекламы грозит нарушителю административным штрафом в размере до полумиллиона рублей.

Если честь и достоинство пострадали в результате оскорбления, величина санкций определяется с учетом статуса виновной стороны. Физическое лицо штрафуется на 1-3 тыс. руб., должностное — на 10-30 тысяч, а юридическое — на 50-100 тысяч.

Уголовная ответственность наступает в том случае, если доказан клевета со стороны нарушителя. В этом случае в качестве наказания применяется штраф на сумму до 5 млн. руб. или обязательные работы продолжительностью до 480 часов.

Судебная практика по делам о защите деловой репутации юридического лица наглядно демонстрирует, что российские суды идут навстречу заявителям, если их позиция грамотно обоснована и базируется на положения законодательства. Пример — решение по делу № А40-90973/16-5-774. Оно было открыто после обращения двух юридических и одного физического лица с иском к «Московскому комсомольцу». Требования истцов удовлетворены, информация признана недостоверной.

Отдельного упоминания заслуживает обзор практики судебных решений по делам на рассматриваемую тему. Он был утвержден ВС РФ 16 марта 2016 года и активно используется судьями до настоящего времени.

Необходимость привлечения профессионалов к защите чести, достоинства и деловой репутации

Защита деловой репутации организации или ИП — сложное с юридической точки зрения мероприятие. Приглашение профессионального юриста повышает вероятность успешного его проведения. Причем понесенные расходы могут быть взысканы с виновной стороны в суде. Поэтому экономить на привлечении специалистов не стоит. Намного проще, правильнее и, в конечном счете, выгоднее заключить договор с серьезной юридической компанией — «Жолудев и Партнеры», которая давно и успешно работает на рынке Москвы и области (в Балашихе и Железнодорожном).

ЕСТЬ ВОПРОСЫ? ЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

ЕСТЬ ВОПРОСЫ? ЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

+7 (499) 755-61-95

© Жолудев и партнёры - 2020